Каждому филателисту, стремящемуся собрать серьезную коллекцию почтовых марок, необходимо усвоить хотя бы самые элементарные знания, которыми следует пользоваться при изучении коллекционного материала, чтобы отличить подлинник от подделки.
Прежде всего, следует убедиться, выпущен ли изучаемый экземпляр почтой и не является ли он вымыслом фальсификатора; совпадает ли дата гашения почтового штемпеля с временем курсирования марок; подходит зубцовка марки к размеру и типу, указанному в каталоге, а у беззубцовых марок- размеры полей края; совпадает ли цвет марки и сорт бумаги с описанным в каталоге и т. п.
Следует иметь в виду, что фальсификат, как бы искусно он не был выполнен, всегда отличается от подлинной марки.
Тщательное изучение фальсификата позволяет обнаружить те его элементы, которые неоспоримо свидетельствуют о поддельном происхождении марки. Прежде всего, в рисунке подделки при тщательном рассмотрении всегда можно обнаружить отклонения в некоторых деталях и размерах от подлинника.
К тому же, фальсификаторам весьма редко удавалось найти именно тот сорт бумаги, который применялся при печатании оригинала, особенно когда бумага снабжена водяным знаком. Подделывателям также сложно подобрать типографскую краску точно под тон и качество подлинника.
При облучении подделки кварцевой аналитической лампой ее бумага и краска не флуоресцируют тем же цветом, что у оригинального экземпляра.
Не менее сложна для фальсификации и зубцовка. Практически невозможно воспроизвести ее так, чтобы она в точности соответствовала оригинальной- то размер перфорации не тот, то дырочки имеют другую форму, то острие зубца выглядит иначе или, что чаше всего, вообще применен иной способ перфорации, например, линейный вместо рамочного или гребенчатого.
В настоящее время больше всего подделываются надпечатки на почтовых марках. Причем фальсифицируются не только надпечатки, действительно курсировавшие на почте, но и разные фантастические, никогда официально в почтовое обращение не поступавшие.
При определении подлинности надпечатки следует тщательно сопоставить исследуемую надпечатку с оригиналом, сравнивая и измеряя каждую букву, цифру и строчку, обращая внимание на взаимное расположение букв нижних и верхних строк. Непременно нужно проверить полиграфический способ, которым сделана надпечатка, учитывая характерные особенности каждого вида печати. Большинство поддельных надпечаток оттиснуты вручную.
Ручные клише надпечаток могут быть каучуковые, деревянные или металлические. При ручном способе нанесения надпечаток часто получается кривой оттиск.
Надпечатки, сделанные каучуковым клише, не имеют резкоочерченных границ букв и цифр, а краска надпечатки неравномерно распределена по всей поверхности.
При использовании деревянного клише- можно иногда в лупу разглядеть характерные особенности структуры дерева.
Металлическое клише, оттиснутое вручную, почти никогда не может дать на обороте марки равномерной вдавленности по всей плоскости надпечатки.
От металлического клише, применяемого на типографской машине, на оборотной стороне марки во всех точках надпечатки вдавленность всегда одинакова. Если надпечатка нанесена литографским способом, то на оборотной стороне марки вдавленности нет, а краска расположена по всей надпечатке равномерно. Все элементы этой надпечатки не имеют таких резких границ, как у типографской. При сравнении исследуемой надпечатки с оригинальной необходимо также сравнивать цвет и интенсивность краски.
Подлинная беззубцовая марка должна иметь достаточно широкие поля горизонтальных и вертикальных сторон. При наложений на зубцовую марку беззубцовая должна со всех четырех сторон ее перекрывать таким образом, чтобы ни с одной стороны не выступали края зубцов.
Более распространены марки, имеющие частичную подделку- это марки с фальшивой перфорацией, обрезанными зубцами, химически измененным цветом, искусственно измененным сортом бумаги
(например, простую- в тонкую), искусственно сделанной вдавленностью
(чтобы выдать литографскую марку за типографскую), или наоборот- марку с разглаженной бумагой(типографская, выдаваемая за литографскую).
Зубцы следует проверять не только точным зубцемером, но и сравнивать с подлинником. Марки прикладываются зубцы к зубцам. При этом нужно обращать внимание не только на совпадение зубцов, но и на форму и размер отверстий и форму самих зубцов (острый или тупой зубец).
Некоторые фальсификаторы предлагают коллекционерам марки на простой бумаге, как экземпляра на тонкой. Имитация производится с помощью парафина, который, пропитывая бумагу, придает ей вид тонкой.
Если опустить такую марку в чистый бензин или эфир, ее бумага приобретает первоначальный вид.
Искусственная вдавленность- обычно бывает сделана тонким и твердым предметом, не способным прорезать или прорвать бумагу. Как правило, продавливаются рамка и наиболее крупные детали рисунка, а более мелкие- шрифт, черточки, точки, штриховка- большей частью остаются не вдавленными. Кроме того, такое продавливание оставляет следы на лицевой стороне марки в виде слабых царапин, которые можно обнаружить в сильную лупу. После разглаживания марки, даже самого тщательного, на бумаге остаются слабые морщины, видимые в сильную лупу. Лицевая же сторона марки сохраняет все отличительные особенности типографской печати.
Коллекционерам труднее всего распознать искусно реставрированные марки, выдаваемые за полноценные экземпляры. Так, марка может оказаться аккуратно склеенной из двух или нескольких частей; у марки могут быть наращены поля, .подклеены недостающие зубцы, тонкие места заполнены бумажной массой, поблекшие от времени краски подновлены, в результате чего марка приобретает вид только что вышедшей из-под печатного станка... Под действием нескольких капель чистого (авиационного) бензина или эфира на оборотной стороне марки, положенной на черный фон, сразу выявляются границы реставрированных мест- они медленнее смачиваются бензином, чем остальные части марки.
Наведение нового клея за последние годы получило довольно широкое распространение. В простых случаях подделка обнаруживается сравнением цвета, густоты поверхностного слоя, характерного блеска или полос клея с оригиналом. У зубцовых марок иногда удается обнаружить наведенный клей, рассматривая отверстия перфораций в лупу- новый клей наплывает на края зубцов, как бы образуя перепонки. У оригиналов таких явлений не бывает, так как марочные листы перфорируются после наведения клея.
Для более сложных случаев нужна кварцевая аналитическая лампа.
В кварцевой аналитической лампе лучи падают через фильтр на исследуемый предмет. Фильтры бывают сменные и устанавливаются в зависимости от требующейся длины световых волн. Различные сорта бумаги, краски, клея, имеющие при обычном дневном свете совершенно одинаковый цвет, под лучами кварцевой лампы начинают флуоресцировать разными тонами.
Таким образом, поместив под лучи лампы одну подлинную, другую- исследуемую марки, мы увидим различное свечение их. Можно сделать вывод, что вторая марка отличается от первой и является либо фальсификатом, либо другим изданием оригинала, отпечатанного на другой бумаге, или другими красками, или с другим клеем. При помощи кварцевой лампы можно также выявить на марке места подчисток, подправок, вытравленного почтового штемпеля, мест починок и химических воздействий на бумагу или краску марки.
За последние годы у коллекционеров появился большой интерес к целым письмам, прошедшим почту, с сохранившимися на них в целости марками, почтовыми штемпелями, этикетками. В особенности разыскиваются старые письма с редкими штемпелями, письма первых авиаполетов,
«цеппелиновой почты». Немалый интерес вызывают также и письма арктический и антарктических полярных станций. Понятно, что фальсификаторы стали подделывать и письма, у которых, кроме бумаги, ничего подлинного не было. Проверка подлинности этих материалов требует высококвалифицированной экспертизы. Установление подлинности почтовых штемпелей гашения- наиболее трудная область экспертизы.
Подделки штемпелей СССР, не считая двух-трех небольших заметок в периодической филателистической печати, совершенно не исследованы.
Эта область филателии еще ждет своих исследователей.
Эта книга имеет цель помочь советским филателистам в изучении коллекционного материала, возбудить интерес к исследовательской работе и, главным образом, дать экспертам, специализирующимся на почтовых марках нашей страны, необходимое пособие по выявлению существующих подделок советских почтовых марок. Кроме того, автор также надеется, что, пользуясь сведениями настоящего справочника, филателисты смогут более квалифицированно исследовать поступающие в их коллекции экземпляры советских почтовых марок. В этом справочнике впервые обобщены и систематизированы данные о подделках советских почтовых марок.Основным материалом для справочника стали различные разрозненные сведения об имитации советских почтовых марок, опубликованные в разное время на страницах советских и иностранных периодических изданий, и, главным образом, результаты многолетней практической работы автора, как эксперта Ленинградского отделения ВОФ.
Справочник состоит из двух основных частей. Часть 1-я- описание основных фальсификатов. Здесь в хронологическом порядке выпуска почтовых марок приводятся описания фальсификатов и их основных отличий от подлинников. Полных фальсификатов советских почтовых марок, к счастью, немного.В основном такие подделки относятся к первым выпускам почтовых марок 1918-1924 гг. В то время за рубежом появилось много целиком фальсифицированных марок нашей страны. Все они подробно описаны в первой части справочника, снабженного большим количеством иллюстраций как подлинных, так и поддельных марок, а также увеличенными рисунками отдельных деталей рассматриваемых марок. Во второй части описаны некоторые частичные фальсификаты. Здесь даются перечни наиболее часто встречающихся марок, подвергающихся фальсификации путем обрезки зубцов, и марок с химически измененным цветом краски. При обозначении нумерации марок по филателистическим каталогам приняты следующие сокращения:
1. Каталоги Главной филателистической конторы 1958 г. и последующих лет-ГФК
2. Каталог Липсия-Л
3. Каталог Ивер-И
4. Каталог Цумштейн-Ц
5. Каталог Михель-М
В заключение автор считает своим долгом оказать, что предлагаемый вниманию читателей справочник не претендует на полное описание всех фальсификатов советских почтовых марок, выпущенных за рубежом и у нас. Некоторые фальсификаты до сих пор не обнаружены и не изучены, другие же не могли быть описаны из-за отсутствия у автора необходимых справочных материалов. Следует также добавить, что в данный справочник помещены лишь подделки почтовых эмиссий центральных почтовых учреждений. Фальсификаты же марок Украины, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока и местных почтовых учреждений (так называемые «провизории»), а также фантастические спекулятивные выпуски периода революции и гражданской войны- в книгу не включены. Автор будет признателен читателям, приславшим замечания и пожелания, а также сообщившим описание фальсификатов, не вошедших в книгу. Всем товарищам, оказавшим содействие необходимыми образцами подделок, автор глубоко благодарен: А. С. Георгиевскому, Н. И. Петрову, М. И. Пейсику, Н. Н. Щеголеву, А. К. Молодежникову, В. М. Логинову, В. И. Савельеву, М. Я. Айзену и доктору Г. В. Шенку (ЧССР). Автор также благодарит художника Р. С. Пермута, который с большим мастерством выполнил рисунки отдельных деталей фальсификатов и оригиналов почтовых марок.